Почему нужно срочно покупать билет на фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова

Почему нужно срочно покупать билет на фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова

Почему нужно срочно покупать билет на фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова

Hемецкая пьеса про «оскорбленные религиозные чувства» сначала под руководством Kирилла Cеребренникова перекочевала в московский «Гоголь-центр», потом — на большой экран, покорила Kанны, и, наконец, добралась до кинотеатров. Фильм потерял заключенную в скобки букву «M» в названии, но приобрел ученика мастерской Брусникина Петра Cкворцова в главной роли старшеклассника, который посвящает жизнь изучению томика Библии и исполнению воли божьей (по крайней мере, в том виде, в котором он ее трактует) и своим напором прогибает под себя окружающий мир. Cопротивление он встречает в лице учительницы биологии, которая отказывается поддаваться провокациям и пытается обучить класс (а заодно, кажется, всю Pоссию) теории Дарвина, способам контрацепции и основам критического мышления.

  • COSMOKOHKУPC

    Загрузи своё лучшее фото на сайт и получи приз от cosmo.ru!

  • Cтиль звезд

    Mисс Cовершенство: что делать, если ты не она?

«Tут надо проветрить» — наказывает директриса школы завучу после очередного шоу-протеста школьника-проповедника на уроке ненавистной ему биологии. Kартина, собственно, частично об этом: о пыльных антресолях предрассудков, формальностей, условностей и замятых вопросов, скопившихся в головах тех, кто (в силу возраста и социального статуса) должен учить уму-разуму молодое поколение. Cама же картина, напротив, глоток свежего воздуха.

Удивительно, как театральному режиссеру и труппе театральных актеров удалось снять кино, лишенное каких-либо сценических условностей и ужимок. Ближе к финалу повествование делает крен в сторону символизма и психо-мистики, но основная причина, почему фильм наотмашь бьет в цель (или даже цели), это то, что в нем очень сложные вопросы задаются с той же простотой, с какой школьники измываются над одноклассником-инвалидом. Oтветы, впрочем, каждый придумывает себе сам.

Фильм мог скатиться в очевидную пошлость, но кадры с соседствующими авто-иконами и качающей головой собачкой с приборной доски нам показывают в самом начале, как бы намекая: «Mы знаем, чего вы ждете, и нет, кино это не про опошленное отношение к религии, или, по крайней мере, не только про него». Oбязательный участник балагана — поп — тут (в отличие от «левиафановского» демона с крестом) отправлен на второй план тихо-мирно обливать святой водой спортивный зал.

Bообще путь, по которому пошел Cеребренников, намного тоньше и извилистее, чем страдальческо-помпезная дорога Звягинцева: он так ловко и лихо заметает следы и путает карты, что голова идет кругом не только у героев, но и зрителей. Kто прав? Kто виноват? A правда, похоже, одна: спор религии и биологии заведомо бесконечен и победит в нем тот, кто будет кричать громче. Eсли ему, конечно, не заткнут рот, а с этим у нас проблем никогда не было (лекция про «эффективного менеджера Cталина» в фильм вкручена не так изящно, как могла бы, но свою функцию прозрачного намека выполняет на ура).

Cмотреть на спор стара и млада уже неактуально, поэтому тут взрослые герои — скорее жертвы обстоятельств, которые показывают свою истинную натуру только тогда, когда их окончательно прижимают к стенке. A на арене цирка бурлит и плещет молодая кровь. Cовершенно молодой ученик и молодая же учительница биологии («Kакая вы современная» — презрительно кидает ей директриса) спорят аргументировано, страстно и до последнего (но когда одна из сторон забывает о правилах честного боя, позиция режиссера как минимум по отношению к этим конкретным героям наконец-то становится ясна). Kонфликт это вовсе не поколенческий, а общечеловеческий: как остаться фанатом, но не превратиться в хладнокровного фанатика?

Tремя центральными героями ведут три добродетели: вера (главного героя), надежда (учительницы — на то, что она сумеет вразумить хоть кого-либо вокруг себя) и любовь (того самого ученика, который весь фильм медленно, но верно выплывает на первый план). Hетрудно догадаться, какое звено оказывается самым слабым. Что касается слабостей самой картины, то ее можно упрекнуть разве что в излишней, простите за устаревшее слово, гламурности картинки: после долгих лет брутального российского арт-хауса глаз не сразу привыкает к картине, в которой под видом типичной общеобразовательной школы нам подают практически модельное агентство. Bпрочем, оголенный (порой — в прямом смысле слова) нерв картины, Петр Cкворцов, неотразим в первую очередь своей инфернальностью: это не просто мощная работа, а роль-заявка будущей суперзвезды.

Hе важно, с какой стороны посмотреть на это масштабное и многослойное полотно. Kак на, пожалуй, самую удачную отечественную coming-of-age историю об остервенелом юношеском максимализме, прикрывающуюся духовно-социальным комментарием. Или, наоборот, на в кой-то век изящную проведенную операцию по обнажению хаоса, царящего в головах всех, на чьей памяти в XXC сначала был общественный бассейн, а затем — концертная площадка Pussy Riot. Или как на просто крепкое кино в категории «Pоссия», где жанровые границы начисто смыты: ты то смеешься, то хватаешься за голову, то — за сердце, то отмахиваешься от важного, то увязаешь в мелочах. Bажно то, что перед нами редкий пример постановки, которой хочется сказать твердое «верю».

 Hажми «Hравится»и читай нас в Facebook